О шинах и дисках
МАРКИРОВКА ШИНЫ:
Автомобильные шины маркируются буквенно-цифровым кодом, который нанесен на её боковую поверхность, например, так: 185/65 R14 92Т. Каждая буква и цифра определяет размеры шины и её основные характеристики. В некоторых случаях перед кодом приводятся дополнительные буквы, обозначающие тип автомобиля, для которого предназначена шина. Так, буква «Р» ставится на шинах, предназначенных для легковых (Passenger), а «LT» — малых коммерческих (Light Trucks) автомобилей.
Итак, надпись на боковине шины 185/65 R14 92Т означает следующее:
185 – ширина профиля шины в миллиметрах,
65 – соотношение высоты профиля шины (от посадочного обода до наружного края колеса) к ее ширине в процентах %,
R – радиальная шина (Radial), с радиальным расположением нитей корда,
14 – посадочный диаметр шины в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см),
92 – индекс нагрузки, означает максимальную нагрузку на одну шину,
Т – индекс скорости, означает максимальную разрешенную скорость.
На рисунке изображена автошина, где имеются следующие обозначения:
1) Модель шины.
2) MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг или английские фунты. MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
3) Ширина профиля шины в миллиметрах от борта до борта.
4) Высота профиля - отношение высоты борта к полной ширине шины в процентах. Если это обозначение отсутствует, то оно, как правило равно 82%.
5) R - радиальная шина (Radial).
6) Диаметр диска, для которого шина предназначена, измеряется в дюймах.
7) Индекс нагрузки и скорости (см. таблицы ниже).
8) Индекс скорсти (см. таблицу ниже).
9) TWI - Указатель индикатора износа протектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.
10) RF - (Run Flat) – технология Run Flat, «беспокольная» шина.
11) OUTSIDE или Side Facing Out (внешняя сторона установки), INSIDE или Side Facing Inwards (внутренняя сторона установки) — для шин с асимметричным рисунком протектора.
12) M+S (грязь и снег) - зимние и универсальные шины , Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (всесезонная для Северной Америки) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
13) MADE IN — страна производитель.
14) TUBE TYPE (TT) — камерная шина, TUBELESS (TL) — бескамерная шина.
15) Самое легкое место на шине.
16) ROTATION — направление вращения шины.
17) TREADWEAR 360 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе. TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.
18) Производитель автошины.
19) DOT - соответствие стандартам США, Е17 — соответствие Европейским стандартам (число указывает страну одобрения).
Кроме этого, существует дополнительная маркировка шины:
С - (коммерческий) - шина для легких грузовиков (пример: 185 R14 C).
FR - шина с защитой обода диска.
XL (extra load = сверх нагрузка) - усиленная шина с повышенной грузоподъемностью.
SL (standard load = стандартная нагрузка) - шина для нормального использования и нагрузки.
PLIES: TREAD — состав слоя протектора.
SIDEWALL — состав слоя боковины.
DA (штамп) — незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
Таблица обозначений индекса скорости |
Таблица обозначений индекса нагрузки | ||||||
Индекс скорости |
Максимально допустимая скорость, км/ч |
Индекс нагрузки |
Нагрузка, кг |
Индекс нагрузки |
Нагрузка, кг |
Индекс нагрузки |
Нагрузка, кг |
F |
80 |
73 |
365 |
92 |
630 |
111 |
1090 |
G |
90 |
74 |
375 |
93 |
650 |
112 |
1120 |
J |
100 |
75 |
387 |
94 |
670 |
113 |
1150 |
K |
110 |
76 |
400 |
95 |
690 |
114 |
1180 |
L |
120 |
77 |
412 |
96 |
710 |
115 |
1215 |
M |
130 |
78 |
425 |
97 |
730 |
116 |
1250 |
N |
140 |
79 |
437 |
98 |
750 |
117 |
1285 |
P |
150 |
80 |
450 |
99 |
775 |
118 |
1320 |
Q |
160 |
81 |
462 |
100 |
800 |
119 |
1360 |
R |
170 |
82 |
475 |
101 |
825 |
120 |
1400 |
S |
180 |
83 |
487 |
102 |
850 |
121 |
1450 |
T |
190 |
84 |
500 |
103 |
875 |
122 |
1500 |
U |
200 |
85 |
515 |
104 |
900 |
123 |
1550 |
H |
210 |
86 |
530 |
105 |
925 |
124 |
1600 |
V |
240 |
87 |
545 |
106 |
950 |
125 |
1650 |
W |
270 |
88 |
560 |
107 |
975 |
126 |
1700 |
Y |
300 |
89 |
580 |
108 |
1000 |
127 |
1750 |
VR |
от 210 до 300 |
90 |
600 |
109 |
1030 |
128 |
1800 |
ZR |
от 240 до 300 |
91 |
615 |
110 |
1060 |
129 |
1850 |
МАРКИРОВКА ДИСКА:
Автомобильные диски маркируют следующим образом, например, как:
7.5JxR17 ET34 PCD 5×120 DIA 72,6
где:
7.5J – ширина обода диска в дюймах.
R17 — диаметр диска в дюймах.
ET34 — вылет диска, это параметр, определяющим расстояние между посадочной плоскостью диска к ступице и вертикальной плоскостью середины ширины диска. Измеряется в миллиметрах.
PCD 5×120 — количество отверстий под болты/гайки (в данном случае 5). Диаметр окружности (120мм), на котором они располагаются, равноудаленно друг от друга, называется PCD (Pitch Circle Diameter).
DIA 72,6 — диаметр центрального отверстия, измеряется в миллиметрах.
Некоторые производители литых дисков делают DIA большего диаметра, чем предусмотрено производителем автомобилей, и поэтому для центровки на ступицу автомобиля используются переходные кольца.